Мемуары преподавателя английского языка. Первый курс и университет.

Когда я поступала в Педагогический Университет, я собрала все внутренние силы и сдала экзамены на все пятерки. Даже русский). У меня с русским никогда не было идеальных отношений, всегда что-то среднее между четверкой и пятеркой. Пунктуация-это нелегко для меня. И вот я уже студент первого курса…

На нашем потоке сформировали 6 групп. Я оказалась в группе с двумя чудесными девушками, близкие отношения с которыми мы поддерживаем до сих пор, спустя много-много лет. Преподавателем у нас была Любовь Федоровна Ядловская. И я считаю, что это была личная удача для меня. Я знаю, что не все ее любили из-за ее дотошности, требовательности. Но мне она показала, как нужно учиться, заложила очень серьезную базу. Она оказалась одним из самых сильных преподавателей на курсе, и я считаю, что мне очень-очень повезло. Один курс фонетики чего стоит. Но она была требовательна и к себе, приходила на занятия всегда подготовленная «до зубов», с анализом и разбором лексики , обложенная листиками с заметками. Для меня это было важно, и эту требовательность к себе она заложила и во мне.

Была еще одна группа на курсе с , пожалуй, самым сильным фонетистом Каравановой Екатериной Константиновной. Там были ребята совсем другой школьной подготовки: выпусники престижной языковой гимназии, с гораздо более высоким базовым уровнем школьного английского. Мы себя даже рядом с ними не могли поставить, с нашей то обычной школой. Куда нам было тягаться с ними. Но когда у нас был итоговый экзамен по фонетике на первом курсе в виде театральных постановок, кто-то мне потом передал слова Екатерины Константиновны о том, что такую студентку как я, она бы взяла к себе в группу. У меня словно крылья выросли, я поняла, что это вселило ту уверенность, которой мне так не хватало в те годы жизни.

Когда была первая сессия, так вышло, что в нашей группе я одна получила пятерку в семестре по английскому. Девочки были не хуже меня, просто так сложились обстоятельства в тот момент. Но этот факт немного меня шокировал в положительном смысле, встряхнул , и в тот момент я поняла, что я МОГУ. На пятерку же я изначально и не рассчитывала в принципе, так как Любовь Федоровна была ой как строга в этом плане. Но это очень поддержало моего внутреннего застенчивого и робкого ребенка.

Как итог, за пять лет обучения в университете у меня в дипломе нет ни одной четверки: только отличные отметки. И я не ставила специально такой задачи, ведь в школе я отличницей не была. Мне было трудно, но я кайфовала от обучения, мне нравился сам процесс. Да, приходилось очень много работать, мы сидели после пар голодные в фонозале, слушая старые и затертые записи на бобинах. Это была жесть))). Господи, да сейчас есть все возможности для изучения языка, весь мир открыт для студента, только делай, только преодолей свою лень). Этого мы были лишены.

Приходилось сидеть и до ночи в периодике, готовясь к истории. Нельзя было ни копировать , ни выносить статьи домой, только конспектировать и разбирать в зале. У нас по истории была очень строгая, но очень уважаемая преподаватель Дордус Антонина Дмитриевна. Требовательная, принципиальная, настоящий специалист своего дела, мы ее очень боялись, но она показала нам, как надо учиться. Я до сих пор помню ее первую лекцию по формационному и цивилизационному подходу, и то, как мне хотелось хоть немного соответствовать заданному уровню. Не знаю, зачем мне это помнить, но помню до сих пор))).

На старших курсах нам повезло работать с преподавателем Пак Светланой Михайловной, имя тоже достаточно известное в Хабаровске. Это был потрясающий опыт: требовательный языковед, настоящий профессионал своего дела, очень высокая планка была задана для нас. Бесконечное уважение к этому человеку. Анализ пьес, написание критических отзывов и подробный разбор произведений на английском: вот на что уходили мои ночи на старших курсах. Помню до сих пор пьесу: The Case of the Crushed Petunias. И теперь, когда я весной занимаюсь рассадкой петуний в горшки, в голову в первую очередь лезет анализ этого произведения). Профессиональная деформация))).

Не могу не сказать я и о любимой, милой, родной Маргарите Алексеевне Горелик, преподавателе французского языка. Мы провели с ней три года, с третьего по пятый курс. Это она раскрыла прелесть и очарование языка самой романтичной нации. Это с ней мы читали в оригинале Маленького принца, разбирали его на цитаты и узнавали интересные детали про одну из самых автобиографичных сказок для взрослых.

 Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!

И немного погодя ты прибавил:

— Знаешь… когда очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…

— Значит, в тот день, когда ты видел сорок три заката, тебе было очень грустно?

Сорок три захода солнца — сорок три года жизни удивительного писателя.

В общем, учеба в университете — это то, что я до сих пор вспоминаю с теплом и гордостью. На пятом курсе меня уже взяли на работу на кафедру Делового английского языка в Академию Экономики и Права. Это был нелегкий, но бесценный опыт для молодого специалиста . Но об этом в следующий раз).

Продолжение следует…